Антоничева Марта Юрьевна. Границы реальности в прозе В. Набокова: авторские повествовательные стратегии. Заключение. Библиография

Заключение

 

Каждая из глав диссертации представляет различный подход к проблеме реальности и пространства у Набокова, ведь невозможно понять, что такое потусторонность, не выявив специфические черты художественной реальности писателя. Обращение к повествовательным стратегиям Набокова, к его поэтике дает возможность приблизиться к пониманию его метапоэтики, а через нее – метафизики, строящейся на метапоэтическом принципе.

В первой части работы акцент делается на специфической роли эпизодических персонажей в формировании художественного пространства и выявляется замкнутость пространства повествования, каждый из элементов которого детерминирован авторской волей.

С эпизодическими персонажами связаны те же темы, что и с главными героями произведений. Именно они реализуют для главных героев функцию судьбы (персонифицированного Случая), способствуя развитию сюжета. Даже через такую, на первый взгляд, незначительную особенность, как имя эпизодического персонажа (Менетекелфарес), возникает мотив фатальности бытия главных героев. В то же время это имя служит маркером авторского присутствия в тексте, отсылая нас к вертикали «создание – создатель», когда автору доступно абсолютное знание о судьбе своих героев.

Различные функции эпизодических персонажей, отмеченные нами в исследовании (мирообразующая, интертекстуальная, интратекстуальная, создание духовного измерения, сигналы авторских повествовательных стратегий, смещение границ реальности и ирреальности, сюжетная роль – организация конфликта), формируют в прозе Набокова множественность точек зрения и многомерность пространства.

Вертикаль «персонаж-автор», которую создает Набоков в своих произведениях, соотносится с вертикалью «человек-Бог» по принципу – «создание и Создатель» \ «тварь и Творец», что говорит о специфической роли автора в отношениях не только с читателем, но со своими персонажами.

Такие стратегии, как игра с читателем, ориентация на читателя как на последнего интерпретатора текста, авторская вненаходимость, способность эпизодических персонажей становиться персонифицированным случаем для главных героев, размыкают пространство повествования вовне, указывая на границы между мирами повествуемого, читательского, «предела строки» для героев. Рассмотрение границ пространства на периферии текста приводит к выявлению некоторых особенностей эпизодических персонажей, указывающих на многомирность и многомерность набоковского пространства: создание духовного измерения, пространство героя как отдельный мир. На композиционном уровне акцент делается на смещении границ реальности и ирреальности в набоковской прозе.

Текстовые переклички, повторения, повторяющиеся эпизодические персонажи в произведениях Набокова, возникновение главных героев одного романа в качестве эпизодических в других набоковских произведениях способствуют формированию единого метатекста прозы Набокова, единого художественного пространства.

Следующим шагом в исследовании стало обращение к категориям ирреальности, абсурда и нонсенса. Свое отношение к природе иррационального в художественном творчестве и способам его выражения Набоков наиболее полно передал в эссе «Николай Гоголь». Исследуя природу иррационального, Набоков делает Гоголя героем своего произведения, погружая его в вымышленное художественное пространство Петербурга. Подобное «вольное» обращение с биографией писателя обусловлено отношением Набокова к судьбе Гоголя, которая для него представляет собой борьбу рациональности с иррационализмом. Единственной возможностью осмысления трансцендентного опыта, по Набокову, является творчество.

Анализ интерпретации Набоковым художественного мировоззрения Гоголя в понимании иррационального и переосмысления писателем художественного наследия Кэрролла и категории нонсенса дал нам возможность выявить такую набоковскую стратегию письма, как уловление реальностей, указывающую на значимость соприсутствия нескольких реальностей в пространстве повествования, где совмещается поту- и посюстороннее.

Ключевой для Набокова является категория границы, указание на возможность перехода в другие пространства, где воля героя способна преодолеть творимую реальность ради сотворенной. Стремление героев Набокова выйти за пределы пространства текста ради прозрения трансцендентного формирует внутренние сюжеты многих романов писателя. Именно осознание ирреальности дает возможность героям преодолеть иллюзорное ради реального, становится толчком для перехода героев и разрушения ирреальности и, по сути, является границей между мирами.

Третьим шагом в диссертации стала попытка смены точки зрения на объект исследования, что повторяет ход мышления самого автора: обращение к рефлексии современных авторов по поводу литературного отражения реальности Набоковым соотносится с рефлексией Набокова о специфике гоголевского пространства. Анализ набоковского мифа России ведется в работе в двух направлениях – формирование мифа России в творчестве Набокова и реконструкция этого мифа через произведения писателей, которые не только «наследуют» повествовательные стратегии Набокова, но и обращаются к его мифу России с разных сторон: миф России как пространство культуры у Битова, как пространство истории у Соколова, как внутреннее пространство человека у Галковского. Само разнообразие аспектов рассмотрения этой категории подчеркивает целостную связь ее особенностей в художественной практике Набокова. Подобный подход обусловлен целью работы, направленной не на выявление набоковской традиции в современной прозе, а на попытку через художественное восприятие современных авторов, которые спорят с Набоковым, проследить природу набоковского мифологизма.

Выявление тех повествовательных стратегий, которые использовали в своей художественной практике последователи Набокова, и их рецепции набоковского творчества дало возможность для определения такой категории, как мифологизм, с присущими ему чертами неизменности, завершенности и пространственно-временной дистанцированности, тенденцией к абстракции и привнесением элементов сказочного и фантастического за счет усиления роли вымысла (благодаря тому, что снимается внешнее соотнесение с реальностью). Миф России для Набокова аксиологичен, поскольку представляет определенную сложившуюся систему ценностей, живущую в его сознании. Единственным способом преодолеть пространственно-временную границу для героев Набокова становится вымысел.

В случае с произведениями А. Битова, С. Соколова и Д. Галковского набоковский текст выступает в качестве аксиологической модели для авторов. Схожими оказываются и черты набоковской поэтики, воспринятые писателями: приоритет стиля над сюжетом, творческий процесс как предмет произведений (автореферирование как единый прием), подчеркнутая фикциональность повествования.

В романе Битова возникает миф культуры, который ориентирован на набоковский мифологизм. Специфическими чертами мифа культуры становятся уникальность, завершенность и идеальность. Стоит также отметить, что набоковский миф России включается Битовым в единое пространство мифа культуры, которое он создает в своем романе.

У Соколова миф России доводится до предела и саморазрушается, что обусловлено постмодернистским взглядом на действительность как на хаос, игровым принципом, которым руководствуется автор, ироническим отношением к аксиологии, а также отношением к действительности как к пространству симулякров. Указание на фиктивность жизни в произведении Соколова позволяет автору предположить возможность существования иных пределов и обострить метафизическую проблему смерти.

В художественной практике Галковского рецепция набоковского мифа способствует формированию категории метамифологии – мифологии, в которой возможно существование самосознания породившей это самосознание цивилизации. Метод создания метамифологии подразумевает подход к прошлому как дешифрируемому тексту. Отправной точкой для создания произведения становится желание восстановить несуществующее прошлое из элементов чужих слов, а также стремление к достижению недосягаемого и реконструкции утраченного навсегда. Таким образом, категория метамифологии строится во многом с учетом набоковского мифа, его переосмысления и переоценки.

Последователи Набокова, воспринявшие миф России в другой исторической действительности, с иным отношением к этой действительности, интерпретировали его каждый по-своему. Но тем более явными стали для нас неизменные черты набоковского мифологизма, воспринятые современной прозой. В каком-то смысле набоковский миф существует как потустороннее по отношению к современности пространство.

Все свойства поэтики Набокова, выявленные в ходе анализа авторских повествовательных стратегий, уточняют понимание границ реальности  и специфики потусторонности у Набокова  как явления метапоэтического. Они доказывают небезосновательность и продуктивность исследования данной проблемы в аспекте рассмотрения повествовательных стратегий, которые использует автор при создании единого пространства повествования.

 

Библиографический список[*]

I

  1. Набоков В. Собр. соч. русского периода: В 5 т. СПб.: Симпозиум, 1999-
  2. Набоков В. Собр. соч. американского периода: В 5 т. СПб.: Симпозиум, 1997-1999.
  3. Набоков В. Собр. соч.: В 4 т. М.: Правда, 1990.
  4. Набоков В. Второе добавление к «Дару» // Звезда. 2001. №1. С. 85-109.
  5. Набоков В. Conclusive Evidence: Memoirs / Другие берега: Мемуары. М.: Захаров, 2004.
  6. Nabokov V. Lolita. Moscow: IKAR Publisher,
  7. Nabokov V. The Real Life of Sebastian Knight, Bend Sinister, Pnin, Pale Fire, Ada or Ardor. A Family Chronicle, Transparent Things, Look at the Harlequins! // http://www.mochola.org/nabokov/novels.htm

8.     Набоков В. On Generalities // Звезда. 1999. №4.

  1. Набоков В. [Предисловия автора к англ. переводам романов] // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. Т.1. СПб.: РХГИ, C. 46-106.
  2. Набоков В. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». СПб.: Искусство-СПб — Набоковский фонд, 1998.
  3. Набоков В. Лекции по зарубежной литературе: Остен, Диккенс, Флобер, Джойс, Кафка, Пруст, Стивенсон. М.: Независимая газета, 1998.
  4. Набоков В. Лекции по русской литературе: Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. М.: Независимая газета, 1999.
  5. Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе. М.: Независимая газета, 2002.
  6. «Американский Набоков продолжает дело русского Сирина»: Интервью радиостанции «Голос Америки» / Публикация, предисловие и примечания Максима Д. Шраера // Дружба народов. 2000. № C. 193-204.
  7. Из переписки В. Набокова с редакторами [Письма В.В. Руднева к В.В. Набокову. Письмо В.В. Набокова к Т.Г. Терентьевой] /Публ. и коммент. Г.Б. Глушанок // Звезда. 2002. №7. С.175-187.
  8. Набоков В. Из переписки с Э. Уилсоном // Звезда. 1996. № 11. С. 112-132.
  9. Набоков В. «Как редко теперь пишу по-русски…»: Из переписки В. В. Набокова и М. А. Алданова (1940-1950) // Октябрь. 1996. №1.  121-146.
  10. Набоков В. «Отчего я любил тебя…» [Письмо В.Набокова С.Зиверт] // Звезда. 2002. №9. С.134-135.
  11. Набоков В. Письма // Огонек. 1995. №50. С. 65-67.
  12. Набоков В. Письма к Гессенам // Звезда. 1999. №4. С. 42-45.
  13. Набоков В. «Я не был легкомысленной жар-птицей, а, наоборот, строгим моралистом…»: Из писем Набокова // Вопросы литературы. 1995. Вып. 4. С. 171-198.
  14. Nabokov V. Selected letters: 1940-1977. New York: A Harvest/ HBJ Book, 1989.

II

  1. Ахматова А. «Примите этот дар…»: Стихотворения. М.: Летопись, 1997.
  2. Битов А. В поисках реальности / Беседу вел корр. «ЛО» Евг. Шкловский   // ЛО. 1988. № 5. С. 32-38.
  3. Битов А. Изобретение каменного топора // Вопросы литературы. 1998. №1.  С.281-297.
  4. Битов А. Пушкинский дом. СПб.: Азбука-классика, 2004.
  5. Битов А. Разные дни человека / Беседу вела И. Ришина // Лит. газ. 1987. 22 июля. № 30. С. 6.

28.       Галковский Д. Бесконечный тупик: Исходный текст // Континент. 1994. № 81.29.       Галковский Д. Бесконечный тупик. М.: Самиздат, 1998.30.       Галковский Д. «Бесконечный тупик» (Исходный текст) //    http://samisdat.com/3/312-bt-p.htm

  1. Галковский Д. Интервью // http://www.galkovsky.com/exclusive02.htm
  2. Галковский Д. Интервью // Континент. 1993. № 77. С. 310-325.

33.       Галковский Д. Очень русская сказочка! // http://www.livejournal.com/users/galkovsky/34511.html?view=1649359&style=mine#t1649359

  1. Галковский Д. Пропаганда. Псков: ГУП Псковская областная типография, 2003.
  2. Гейне Г. Стихотворения. М.: Худ. лит., 1985 (Классики и современники: Поэтическая библиотека).
  3. Гоголь Н. Собр. соч.: В 2т. М.: Худ. лит.,
  4. Пушкин А. Евгений Онегин. М.: Худ. лит., 1978.
  5. Соколов С. Американцы не могут понять — о чем это можно говорить два часа [Беседа с писателем] / / Юность. 1989. №12.  С.66-68.
  6. Соколов С. Время для частных бесед: Интервью В. Ерофееву // Октябрь. 1989. №8.
  7. Соколов С. Спасение в языке [Беседа с писателем] // Лит. учеба. 1990. Кн.2. С. 180-184.
  8. Соколов С. Интервью С. Адамову // Юность. 1989. №12.
  9. Соколов С. Палисандрия. Эссе. Выступления. СПб.: Симпозиум, 1999.
  10. Чехов А. Собр. соч.: В 8т. М.: Огонек, Правда, 1970.
  11. Carroll L. Alice in Wonderland // Hertfordshire: Wordsworth Editions Limited, 1995 (Wordsworth Classics).
  12. Heine H. Heines Werke in Fünf Banden. Erster Banden. Gedichte: Aufbau – Verlag Berlin und Weimar, 1974 (Bibliotek Deutcher Klassiker).

III

  1. А. С. Пушкин и В. В. Набоков: Сборник докладов международной конференции 15 – 18 апреля 1999 г. СПб.: Дорн, 1999.
  2. Авдевнина О. Смысловая плотность художественного текста (На материале русскояз. прозы В.В. Набокова): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 1997.
  3. Аверин Б. Гений тотального воспоминания. О прозе Набокова // Звезда. 1999. №4. С.158-163.
  4. Аверин Б. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. СПб.: Амфора, 2003.
  5. Аверин Б. Романы В. Набокова в контексте русской автобиографической прозы и поэзии: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб, 1999.
  6. Александров В. Набоков и потусторонность: Метафизика, этика, эстетика. СПб: Алетейя, 1999.
  7. Амусин М. О несходстве сходного // Октябрь. 2000. №2. С. 181-186.
  8. Анастасьев Н. Одинокий король. М.: ЗАО Центрполиграф, 2002.
  9. Анастасьев Н. Феномен Набокова. М.: Сов. писатель,
  10. Аннинский Л. Возвращение к Набокову // Моск.новости. 1988. 1 мая. №18.
  11. Арьев А. Вести из вечности (О смысле литературно-философской позиции В. В. Набокова) // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество В. Набокова в оценке русских   и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. Т.1. СПб.: РХГИ, 1999. С. 169-193.
  12. Асоян А., Подкорытова Т. След пушкинской музы в рассказе В.Набокова «Весна в Фиальте» // Изв. Сиб.отд-ния РАН. История, филология и философия. Новосибирск, 1992. Вып.2. С.52-58.
  13. Бабиков А. Путь к «Дару» Владимира Набокова //  Набоковский вестник. Вып. 4: Петербургские чтения. СПб.: Дорн, 1999. С.160-168.
  14. Бабич Д. Каждый может выйти из зала. Театрализация зла в поизведениях В. В. Набокова // Вопросы литературы. 1999. Вып.5. С.142-157.
  15. Барабтарло Г. Бирюк в чепце // Звезда. 1996. №11. С. 192-206.
  16. Барабтарло Г. Разрешенный диссонанс // Звезда. 2003. №4. С. 190-205.
  17. Безродный М. Имя черта // НЛО. 1998. №3(31). С.276-278.
  18. Белова Т. Набоков и Э. Хемингуэй: (Особенности поэтики и мироощущения) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1999. №2. С. 55-61.
  19. Бетеа Д. Изгнание как уход в кокон: образ бабочки у Набокова и Бродского // Руская литература. 1991. №3. С. 121-132.
  20. Бибина И. К проблеме автобиографии // Автор. Текст. Аудитория: Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во СГУ, 2002. С. 64-67.
  21. Бибина И. «Магический кристалл» в романе В. Набокова «Другие берега» // Русский роман ХХ века: Духовный мир и поэтика жанра: Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. С. 141-145.
  22. Бибина И. Пространство и время в автобиографических романах В. Набокова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2003.
  23. Битов А. Близкое ретро, или Комментарий к общеизвестному // Новый мир. 1989. №4. С.135-164.
  24. Бицилли П. Трагедия русской культуры: Исследования, статьи, рецензии. М.: Русский путь, 2000.
  25. Бойд Б. В. Набоков: Русские годы: Биография. М.: Независимая газета; СПб.: Симпозиум, 2001.
  26. Boyd B. V. Nabokov: The American Years: Biography. London: Vintage, 1993.
  27. Бойд Б. Набоков: вступление в биографию. Биограф Набокова об автобиографиях Набокова // Литературное обозрение. 1999. №2. С. 12-20.
  28. Бойд Б. Метафизика Набокова: Ретроспективы и перспективы // Набоковский вестник. Вып. 6: Набоков и Серебряный век. СПб.: Дорн, 2001.
  29. Бло Ж. Набоков. СПб.: Русско-Батийский информационный центр БЛИЦ, 2000.
  30. Бологова М. Стратегии чтения в контексте художественного повествования: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2000.
  31. Бонгард-Левин Г. Владимир Набоков и академик М.И.Ростовцев (Новые материалы из архивов США) // НЛО. 1993. №5. С.122-137.
  32. Бродски А. «Лолита» и послевоенное эмигрантское сознание // НЛО. 2002. №58. С. 260 -279.
  33. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце: О русских романах В. Набокова. М.: Новое литературное обозрение, 1998.
  34. В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. Т.1. СПб.: РХГИ, 1999.
  35. В. В. Набоков: Pro et contra: Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова: Антология. Т.2. СПб.: РХГИ,
  36. Вострикова М. Набоков в миниатюре (Сборник рассказов «Возвращение Чорба») // Российский литературоведческий журнал. 1994. №4. С.103-109.
  37. Галимова Е. Три карты («Пиковая дама» Пушкина и «Король, дама, валет» Набокова) // Русская литература. 2003. №1. С. 110-122.
  38. Гальцева Р., Роднянская И. Помеха — человек: Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. 1988. №12. С.217-230.
  39. Гандлевский С. Странные сближения // Иностранная литература. 2004. №10. С.241-263.
  40. Гришакова М. О визуальной поэтике В. Набокова // http://www.ruthenia.ru/document/404860.html
  41. Гусаков В. Игровое пространство в поэзии и драматургии В. Набокова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2003.
  42. Давыдов С. «Тексты-матрешки» В. Набокова. СПб.: Кирцидели, 2004.
  43. Данилова Е. Поэтика повествования в романах В. В. Набокова: прагма-семиотический аспект: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2003.
  44. Дарк О. Загадка Сирина: Ранний Набоков в критике «первой волны» русской эмиграции // Вопросы литературы. 1990. №3. С.243-257.
  45. Десятов В. Русские постмодернисты и В. В. Набоков: интертекстуальные связи: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Тамбов, 2004.
  46. Десятов В. Русские постмодернисты и В. Набоков. Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2004.
  47. Джонсон Д. Птичий вольер в «Аде» Набокова // ЛО. 1999. №2. С. 103-109.
  48. Джонсон Д. Странные соседи: Эйн Рэнд и Владимир Набоков // Звезда. 2001. №4. С. 195-203.
  49. Долинин А. Две заметки о романе «Дар» // Звезда. 1996. №11. С.168-180.
  50. Долинин А.  Набоков, Достоевский и достоевщина // ЛО. 1999. №2. С. 38-46.
  51. Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина: Работы о Набокове. СПб.: Академический проект, 2004.
  52. Есаулов В. Праздники. Радости. Скорби (Литература русского зарубежья как завершение традиции) // Новый мир. 1992. №10. С.232-242.
  53. Ерофеев Вик. Русский метароман Набокова, или В поисках потерянного рая // Вопросы литературы. 1988. №10.
  54. Захарова З. Авторские стратегии и читательское восприятие: Рассказ В. Набокова «Пассажир» // Русская литературная классика ХХ века: В. Набоков, А. Платонов, Л. Леонов: Сборник научных трудов. Саратов: Изд-во СПИ, 2000. С. 56-64.
  55. Захарова З. Архетипические мотивы волшебной сказки в романе В. В. Набокова «Приглашение на казнь» // Филол. этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых. Вып. 1. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998.
  56. Звезда. 1996. № 11. В. Набоков: Неизданное в России.
  57. Звезда. 1999. № 4. В. Набоков: К 100-летию со дня рождения.
  58. Зверев А. Набоков. М.: Молодая гвардия, 2001.
  59. Злочевская А. Поэтика В. Набокова: Новации и традиции // Русская литература. 2000. №1. С. 40-62.
  60. Злочевская А. Художественный мир В. Набокова и русская литература XIX в.: генетические связи, типологические параллели и оппозиции: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2002.
  61. Злочевская А. Художественный мир В. Набокова и русская литература ХIХ века. М.: Изд-во МГУ, 2002.
  62. Калинина Е. Традиции русского символистского романа в романе  20-х — 30-х годов XX века (А. П. Платонов «Чевенгур», В. В. Набоков «Дар»): Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2004.
  63. Каневская М. Семиотическая значимость зеркального отображения: Умберто Эко и Владимир Набоков // НЛО. 2003. №60. С. 204-213.
  64. Карпович И. Сборник рассказов В. Набокова «Весна в Фиальте»: Поэтика целого и интертекстуальные связи: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2000.
  65. Кафидова Н. Концепция читателя у В. Набокова // Движение художественных форм и художественного сознания ХХ и ХХI веков: Материалы Всероссийской научно-методической конференции 3-5 июня 2005 года, Самара. Самара: Изд-во СГПУ, 2005. С.230-238.
  66. Кац Б. «Уж если настраивать лиру на пушкинский лад…»: О возможном источнике «Университетской поэмы» В. Набокова // НЛО. 1996. №17. С. 279-295.
  67. Кдырбаева Б. История и личность в творчестве писателей 20-30-х годов XX в. (А.Толстой, М.Алданов, В.Набоков, Е.Замятин): Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 1996.
  68. Кекова С. Художественный предмет в мире раннего В. Набокова // Исследования по художественному тексту (Материалы Третьих Саратовских чтений по художественному тексту). Саратов, 1994. Ч.1. С. 31-35.
  69. Классик без ретуши: Литературный мир о творчестве В. Набокова. М.: НЛО, 2000.
  70. Козицкий И. Набоков и Добужинский: связи формальные и не

только // Нева. 1997. №11. С. 214-220.

  1. Куллэ В. «Демон» Набокова и «Небожитель» Бродского // ЛО. №2. С.86-88.
  2. Курганов Е. Лолита и Ада. СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 2001.
  3. Лебедева Е. Смерть Цинцинната Ц.: Опыт мифолог. интерпретации романа «Приглашение на казнь» В. Набокова // Набоковский вестник. Вып. 4: Петербургские чтения. СПб.: Дорн, 1999.
  4. Левин Ю. Биспациальность как инвариант поэтического мира В. Набокова // Russian Literature (Amsterdam). 1990. XXVIII. № C.45-124.
  5. Левинг Ю. Вокзал-гараж-ангар: В. Набоков и поэтика русского урбанизма. СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2004.
  6. Леденев А. Поэтика и стилистика В.В.Набокова в контексте художественных исканий конца XIX – первой половины ХХ века: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2005.
  7. Леденев А. Ритмический «сбой» как маркер аллюзии в романе В. Набокова «Лолита» // Вестн. Моск. Ун-та. 1999. Сер. 9. Филология. №2. С.47-54.
  8. Лейни Р. Модернистская ирония как один из истоков русского постмодернизма: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2004.
  9. Лем С. Лолита, или Ставрогин и Беатриче //ЛО. 1992. №1. С.75-85.
  10. Линецкий В. За что же все-таки казнили Цинцинната Ц? // Октябрь. 1993. №12.
  11. Липовецкий М. «Беззвучный взрыв любви»: Заметки о Набокове // Урал. 1992. №4. С.155-176.
  12. Литературное обозрение. 1999. № 2 (274). В. Набоков в конце столетия.
  13. Люксембург А. Набоков-переводчик // Филологический вестник Ростовского государственного университета. 1999. № 3.
  14. Маликова М. Набоков: Авто-био-графия. СПб.: Академический проект, 2002.
  15. Малофеев П. Поэзия В. Набокова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 1996.
  16. Маслов Б. Поэт Кончеев: Опыт текстологии персонажа // НЛО. 2001. №47. С. 172-186.
  17. Медведев А. Перехитрить Набокова // Иностранная литература. 1999. №12. С. С.96-124.
  18. Мельников Н. Повесть о том, как Алексей Матвеевич поссорился с Владимиром Владимировичем // Новый мир. 2003. №7. С. 155-160.
  19. Миллер Л. И другое, другое, другое… // Вопросы литературы. Вып. 6.С. 86-102.
  20. Михайлов О. Разрушение дара: О Владимире Набокове // Москва. 1986. №12. С.66-72.
  21. Мондри Г. О двух адресатах литературной пародии в «Даре» В. Набокова (Ю. Тынянов и В. Набоков) // Российский литературоведческий журнал. 1994. №4. С. 95-102.
  22. Мулярчик А. Верность традиции: Рассказы Набокова 20-30-х гг. // Лит. учеба. 1989. №1.
  23. Мулярчик А. Русские романы В. Набокова // Российский литературоведческий журнал. 1996. №8. С. 195-247.
  24. Мулярчик А. Набоков и «набоковианцы» // Вопросы литературы. 1994. Вып. 3. С. 125-169.
  25. Набоков Н. Багаж: Мемуары русского космополита. СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 2003.
  26. Набоковский вестник. Вып. 4: Петербургские чтения. СПб.: Дорн,
  27. Набоковский вестник. Вып. 5: Юбилейный (1899-1999). СПб.: Дорн,
  28. Набоковский вестник. Вып. 6: Набоков и Серебряный век. СПб.: Дорн,
  29. Найман Э. Литландия: аллегорическая поэтика «Защиты Лужина» // НЛО. 2002. №54. С. 285—288.
  30. Носик Б. Мир и Дар Набокова: Первая русская биография писателя. СПб.: Золотой век, 2000.
  31. Носик Б. Набоков-переводчик и переводчики Набокова // Иностранная литература. 1993. №11. С.238-242.
  32. Носовец С. Цветовая картина мира В. Набокова в когнитивно-прагматическом аспекте (цикл рассказов «Весна в Фиальте»): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Омск, 2004.
  33. Орлицкий Ю. Взаимодействие стиха и прозы: Типология переходных форм: Автореф. дис. … доктора филол. наук. М., 1992.
  34. Павловский А. К характеристике автобиографической прозы русского зарубежья (И.Бунин, М.Осоргин, В.Набоков) // Русская литература. 1993. №3. С.30-53.
  35. Пимкина А. Принцип игры в творчестве В.В. Набокова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1999.
  36. Пискунов В. Чистый ритм Мнемозины // ЛО. 1990. №10. С.21-31.
  37. Плотникова Е. Билингвизм культур в творческом наследии В. Набокова: Автореф. дис. … канд. культурологии. М., 2004.
  38. Полищук В. Жизнь приема у Набокова // // В. В. Набоков: Pro et contra: Личность и творчество В. Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. Т.1. СПб.: РХГИ, 1999. С.815-828.
  39. Полищук В. Поэтика вещи в прозе В. Набокова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2000.
  40. Проффер К. Ключи к «Лолите». СПб.: Симпозиум,
  41. Рахимкулова Г. Языковая игра в прозе В. Набокова: (к проблеме игрового стиля): Автореф. дис. … доктора филол. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
  42. Ронен О. «Vera» // Ронен О. Из города Энн. СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 2005. С. 103-118.
  43. Ронен О. Пути Шкловского в «Путеводителе по Берлину» // Звезда. 1999. №4. С. 214-218.
  44. Рягузова Л. Концепт «творчество» в идиостиле Набокова // Набоковский вестник. Вып. 4: Петербургские чтения. СПб.: Дорн,
  45. Савельева В. «Король, дама, валет», или Сердца трех в романе Набокова // Русская речь. 1998. №4. С. 17-21.
  46. Сарнов Б. Ларец с секретом (О загадках и аллюзиях в русских романах Набокова) // Вопросы литературы. 1999. Вып. 3. С. 136-182.
  47. Семенова Н. Цитата в художественной прозе (На материале произведений В. Набокова): Монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002 (Приложение к серийному изданию «Литературный текст: проблемы и методы исследования»).
  48. Семенова С. Два полюса русского экзистенциального сознания: Проза Г. Иванова и В. Набокова-Сирина // Новый мир. 1999. №9. С. 183-205.
  49. Сендерович С. В. Набоков и постсимволизм // Постсимволизм как явление культуры: Материалы международной научной конференции 4-6 марта 1998 года, Вып. 2. М.: РГГУ, 1998. С. 33-38.
  50. Сендерович С., Шварц Е. Вербная штучка: Набоков и популярная культура // НЛО. 1997. № 24. С. 93-110; № 26. С. 201-222.
  51. Сконечная О. Традиции русского символизма в прозе В. Набокова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1994.
  52. Смолякова Г. «Воздух твой, вошедший в грудь мою, я тебе стихами отдаю…» (В.Набоков и А. Ахматова) // Набоковский вестник. Вып. 4: Петербургские чтения. СПб.: Дорн, 1999. С. 69-75.
  53. Старое литературное обозрение. 2001. № 1 (277). В. Набоков в конце столетия.
  54. Тамми П. Тени различий: «Бледный огонь» и «Маятник Фуко» // НЛО. 1999. №19. С. 2-70.
  55. Трубецкова Е. «Многопланность мышления» в романе В. Набокова «Дар» // Слово в системе школьного и вузовского образования: Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. Пединститута, 1998. С. 154-158.
  56. Трубецкова Е. «Текст в тексте» в русском романе 1930-х годов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Саратов, 1999.
  57. Урбан Т. Набоков в Берлине. М.: Аграф, 2004.
  58. Ухова Е. Призма памяти в романах Владимира Набокова // Вопросы литературы. 2003. №4. С. 159-166.
  59. Фомин С. «Стихи пронзившая стрела» (Тема творчества в поэзии В. Набокова) // Вопросы литературы. 1998. Вып. 6. С. 40-53.
  60. Хасин Г. Театр личной тайны: Русские романы В. Набокова. М.-СПб.: Летний сад, 2001.
  61. Хейбер Э. «Подвиг» Набокова и волшебная сказка // В. В. Набоков: Pro et contra: Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова: Антология. Т.2. СПб.: РХГИ, 2001, C.716-729.
  62. Ходасевич В. Перед зеркалом. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  63. Целкова Л. Традиции русского романа в «Подвиге» В. Набокова // Русская словесность. 1995. №3. С. 79-86.
  64. Целкова Л. Набоков в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2002.
  65. Чайковская В. На разрыв аорты (Модели «катастрофы» и «ухода» в русском искусстве) // Вопросы литературы. 1993. Вып. 6. С. 3-23.
  66. Шадурский В. Интертекст русской классики в прозе Владимира Набокова. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004.
  67. Шевченко В. Зрячие вещи: Оптические коды Набокова // Звезда. 2003. №6. С. 209-219.
  68. Шифф С. Вера (Миссис Набокова): Биография. М.: Независимая газета, 2002.
  69. Шраер М. Набоков: Темы и вариации. СПб.: Академический проект, 2000.
  70. Шульман М. Набоков, писатель: Манифест. М.: Независимая газета, 1998.
  71. Юркина Л. Лекции В. В. Набокова о литературе // Русская словесность. №1. С. 74-86.
  72. Shrayer M. The World of Nabokov`s Stories. Austin: University of Texas Press, 1999.
  73. Toker L. Mary: «Without Any Passport» // http://www.libraries.psu.edu/ iasweb/nabokov/tokerl.htm

IV

  1. Аверин Б. История моего современника А.Г.Битова // Звезда. 1996. №1. С. 192-197.
  2. Берг М. Антиподы: писатель дневной и ночной // НЛО. 1997. № 28. С. 223-231.
  3. Борисенко А., Демурова Н. Льюис Кэрролл: мифы и метаморфозы // Иностранная литература. 2003. №7. С. 195-207.
  4. Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков // ЛО. 1993. № 1/2. С. 13-16.
  5. Вайль П., Генис А. Цветник российского анархизма // Октябрь. 1991. № 9. С. 61-63.
  6. Василевский А. [Рец. на кн. Д. Галковского «Бесконечный тупик»] // Новый мир. 1995. № 5. С. 250.
  7. Вулф В. Льюис Кэрролл // http://www.lib.ru/CARROLL/carrol0_5.txt
  8. Галинская И. Льюис Кэрролл и загадки его текстов. М.: ИНИОН РАН, 1995.
  9. Гарднер М. Аннотированная «Алиса». Цит. по: http://www.lib.ru/ CARROLL/carrol0_6.txt
  10. Генис А. Беседа седьмая: горизонт свободы. Саша Соколов // Звезда.
  11. № 8. С. 236-238.
  12. Генис А. Иван Петрович умер: Статьи и расследования. М.: НЛО,
  13. Генис А. Социалистический «Улисс», или Как читать постмодернистские книги // Лит. газ. 1993. 3 нояб. № 44. С. 4.
  14. Гройс Б. Кремлевский хронист // Соколов С. Палисандрия. Эссе. Выступления. СПб.: Симпозиум, 1999. С. 428-430.
  15. Губайловский В. «Личная страница»: Сайты Александра Левина и Дмитрия Галковского // Новый мир. 2002. №5. С. 212-216.
  16. Демурова Н. Льюис Кэрролл. Очерк жизни и творчества. М.: Наука, 1979.
  17. Ерофеев Вик. Памятник прошедшему времени // Октябрь. 1988. № 6. С. 203–204.
  18. Золотусский И. Возвышающее слово: Проза-87. Ст. 2 // Литературное обозрение. 1988. №7. С. 7-18.
  19. Зорин А. Насылающий ветер // Новый мир. 1989. № 12. С. 250-253.
  20. Иваницкая Е. Новые русские мальчики // Знамя. 1992. № 10. С. 205-209.
  21. Иванова Н. Судьба и роль // Дружба народов. 1988. № 3. С. 244-255.
  22. Иванова Н. Точка зрения : О прозе последних лет. М.: Сов. писатель, 1988.
  23. Новиков В. Филологический роман: Старый новый жанр на исходе столетия // Новый мир. 1999. №10. С.193-206.
  24. Карабчиевский Ю. Филологическая проза // Новый мир. 1993. № 10. С. 216-243.
  25. Касаткина Т. В поисках утраченной реальности // Новый мир. 1997. №3. С. 200 – 212.
  26. Касаткина Т. Литература после конца времен // Новый мир. 2000. №6. С. 187-202.
  27. Кожинов В. Жизнь в слове // Наш современник. 1992. № 1. С. 125-128.
  28. Кондаков И. От истории литературы к поэтике культуры // Вопросы литературы. 1997. №2. С. 49-59.
  29. Королев С. Галковский. Трагедия маленького человека // Филос. науки. 1994. № 4-6. С. 255-264.
  30. Кублановский Ю. В советском поэтическом зоопарке // Новый мир. 2002. №7. С. 176-180.
  31. Курбатов В. Небо Аустерлица // Лит. учеба. 1993. № 4. С. 110-115.
  32. Курицын В. Великие мифы и скромные деконструкции // Октябрь. 1996. №8. С.171-187.
  33. Курицын В. Отщепенец:   Двадцать   пять   лет   назад   закончен   роман «Пушкинский дом» // Лит. газ. 1996. 5 июня. № 23.
  34. Курицын В. «Странный опыт», или Жизнь в музее // Урал. 1989.

№ 11. С. 184-186.

  1. Латынина А. Десять лет спустя // Новый мир. 2004. № C. 146-152.
  2. Латынина А. Дуэль на музейных пистолетах: Заметки о романе Андрея Битова «Пушкинский дом» // Лит. газ.. 1988. 27 янв. № 4. С. 4.
  3. Липовецкий М. Разгром музея: Поэтика романа А. Битова «Пушкинский дом» // НЛО. 1995. № 11. С. 230-244.
  4. Липовецкий М. [Рец. на кн. Д. Галковского «Бесконечный тупик»] // Октябрь. 1994. № 10. С. 191-192.
  5. Липовецкий М. Мифология метаморфоз: Поэтика «Школы для дураков» Саши Соколова // Октябрь. 1995. № 7. С. 183-192.
  6. Марутина И. «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева и «Школа для дураков» Саши Соколова в контексте русской литературы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2002.
  7. Немзер А. В поисках жизни // Урал. 1988. № 9. С. 170-172.
  8. Новиков В. Тайная свобода // Знамя. 1988. № 3. С. 229–231.
  9. Оден У. Сегодняшнему «Миру чудес» нужна Алиса // Знание-сила. 1979. №7. С. 40.
  10. Падни Д. Льюис Кэрролл и его мир. М.: Радуга, 1982.
  11. Перро Ж. Чудесное путешествие Льюиса Кэррола в царство русских сказок // Звезда. 1996. № 3. С. 190-199.
  12. Роднянская И. Преодоление опыта, или Двадцать лет странствий // Новый мир. 1994. №8. С.222-232.
  13. Сухих И. Сочинение на школьную тему // Звезда. 2002. № 4. С. 224-234.
  14. Турбин В. Евгений Онегин эпохи развитого социализма: По поводу рома­на Саши Соколова «Палисандрия» // Урал. 1992. № 5. С. 181-187.
  15. Урнов Д. Как возникла «страна чудес». М.: Книга, 1969.
  16. Фридман Дж. Ветру нет указа: Размышления над текстами романов «Пушкинский дом» А. Битова и «Школа для дураков» Саши Соколова // ЛО. 1989. № 12. С. 14-16.
  17. Чалмаев В. Испытание надежд…  Перестройка  и духовно-нравственная ориентация современной прозы // Москва. 1988. № 4. С. 183-196.
  18. Честертон Г. Льюис Кэрролл. Цит. по: http://www.lib.ru/CARROLL/ carrol0_2.txt
  19. Широков В. Сам свой лоцман, сам свой боцман, сам свой капитан // Знамя. 1998. № 6. С. 237-239.

 

V

  1. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004.
  2. Арнольд И. Проблемы интертекстуальности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. 1992. Вып. 4. № 23. С. 53-61.
  3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.
  4. Барт Р. S/Z. М.: Ad Marginem, 1994.
  5. Бахтин М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.
  6. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975.
  7. Бахтин М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М.: Лабиринт, 2000.
  8. Бахтин М. Собр. соч.: В 5 т. М.: Русские словари, 1997.
  9. Бахтин М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.
  10. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  11. Блум Г. Страх влияния // НЛО. №20 (1996). С. 229—233.
  12. Бодрийар Ж. Америка. СПб: Вл. Даль, 2000.
  13. Бодрийар Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995.
  14. Бродский И. Письмо Горацию. М.: Наш дом, 1998.
  15. Бютор М. Роман как исследование. М.: Изд-во МГУ, 2000.
  16. Вайскопф М. Птица-тройка и колесница души. Работы 1978-2003 гг. М.: НЛО, 2003.

257. Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. М.: Наука, 1993.

  1. Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени: Эссе. М.: Независимая газета, 1997.
  2. Гинзбург Л. Литература в поисках реальности: Статьи, эссе, заметки. Л.: Советский писатель, 1987.
  3. Гуковский Г. Изучение литературного произведения в школе (Методологические очерки о методике). М.-Л.: Просвещение, 1966.
  4. Гурко Е. Тексты деконструкции. Деррида Ж. Differаnсе. Томск: Водолей, 1999.

262. Делёз Ж. Переговоры: 1972-1990. СПб.: Наука, 2004.

  1. Деррида Ж. Эссе об имени. СПб.: Алетейя, 1998.

264. Денисова Г. В мире интертекста: язык, память, перевод. М.: Азбуковник, 2003.

  1. Женетт Ж. Работы по поэтике. Фигуры: В 2 т. М.: Изд-во Сабашниковых, 1998.

266. Жолковский  А. Блуждающие сны и другие работы. М.: Наука, 1994.

  1. Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: Водолей, 1998.
  2. Касаткина Т. Пространство и время в русской литературе конца XX века // Теоретико-литературные итоги XX века: Т.2: Художественный текст и контекст культуры. М.: Наука, 2003. С. 87-139.
  3. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997.
  4. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. М.: Изд-во Сабашниковых, 2001.
  5. Косиков Г. Идеология. Коннотация. Текст // Барт Р. S/Z. М.: Ad Marginem, 1994. С. 277-302.
  6. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М.: РОССПЭН, 2004.
  7. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2000.
  8. Левин Ю. Зеркало как потенциальный семиотический объект // Труды по знаковым системам. Тарту, Вып. 22: Зеркало. Семиотика зеркальности. (Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 831).
  9. Лиотар Ж-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998.
  10. Липовецкий М. Изживание смерти. Специфика русского постмодернизма // Знамя. 1995. № 8. С.194-205.
  11. Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки истории поэтики. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997.
  12. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров. Человек-Текст-Семиосфера-История. М.: Языки русской культуры, 1999.
  13. Лотман Ю. Избранные статьи: В 5 т. Таллинн: Александра, 1993.
  14. Лотман Ю. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. Л.: Просвещение, 1980.
  15. Лотман Ю. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: Искусство-СПб, 2000.
  16. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллинн: Александра, 1994.
  17. Мурьянов М. Магический кристалл // Временник Пушкинской комиссии, 1967—1968 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1970.

284. Неелов Е. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л.: ЛГУ, 1986.285. Пестерев В. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины ХХ столетия. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999.286. Петрухин П.В. Нарративная стратегия и употребление глагольных времен в русской летописи XVII века // Вопросы языкознания. 1996. № 4. С. 62-84.

  1. Постсимволизм как явление культуры: Материалы международной научной конференции 10-11 марта 1995 года. М.: РГГУ, 1995.
  2. Постсимволизм как явление культуры: Материалы международной научной конференции 4-6 марта 1998 года. Вып. 2. М.: РГГУ, 1998.
  3. Постсимволизм как явление культуры: Материалы международной научной конференции 21-23 марта 2001 года, Москва, РГГУ. Вып. 3. М.; Тверь, 2001.
  4. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2001.
  5. Ронен О. Подражательность, антипародия, интертекстуальность и комментарий // НЛО. 2000. №42. С. 255-261.
  6. Рымарь Н. Романное мышление и культура ХХ века // Литературный текст: Проблемы и методы исследования. 6 / Аспекты теоретической поэтики: К 60-летию Н. Д. Тамарченко: Сб. научн. тр. М.; Тверь, 2000. С. 98-99.
  7. Скафтымов А. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы // Русская литературная критика / Под ред. В. В. Прозорова, О. О. Миловановой. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1994.
  8. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. М.: Флинта; Наука, 2001.
  9. Степанов В., Дудочкин П., Фомичев С. Из комментария к «Евгению Онегину» // Временник Пушкинской комиссии, 1981 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985.
  10. Столович Л. Зеркало как семиотическая, гносеологическая и аксиологическая модель // Труды по знаковым системам. Тарту, Вып. 22: Зеркало. Семиотика зеркальности. (Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 831).
  11. Тархов А. Комментарий // Пушкин А. С. Евгений Онегин. М.: Детская литература, 1980.
  12. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
  13. Тюпа В. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ. М.: Лабиринт, РГГУ, 2001.
  14. Тюпа В. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы). Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. (Литературный текст: проблемы и методы исследования: Приложение. Серия «Лекции в Твери»).
  15. Успенский Б. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема). Статья первая // Труды по знаковым системам. Тарту, Вып. 22: Зеркало. Семиотика зеркальности. (Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 831).
  16. Успенский Б. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.
  17. Фатеева Н. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Известия АН. Серия литературы и языка. № 5. Т. 57. 1998. С. 25-38.
  18. Федотов Г. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2 т. СПб.:, 1999.
  19. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993.
  20. Франк С. Этюды о Пушкине. Paris: YMCA-PRESS, 1987.
  21. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000.
  22. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996.
  23. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс — Традиция, 1997.
  24. Художественное пространство и время: Межвузовский сборник научных трудов. Даугавпилс: Даугавпилсский педагогический ин-т им. Я. Э. Калнберзина, 1987.
  25. Чоран Э. После конца истории. СПб.: Симпозиум, 2002.
  26. Шкловский В. Повести в прозе: Размышления и разборы: В 2 т. М.: Худ. лит., 1966.
  27. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.
  28. Шукшин В. Социокультурное пространство и проблема жанра // Вопросы философии. 1997. №6. С.69-78.
  29. Эйхенбаум Б. О литературе. М.: Советский писатель, 1987.
  30. Эпштейн М. Все эссе: В 2 т. Т. 1: В России. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
  31. Эпштейн М. Парадоксы новизны: О литературном развитии ХIХ-ХХ веков. М.: Советский писатель, 1988.
  32. Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994.
  33. Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987.
  34. Ямпольский М. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. М.: РИК «Культура», 1993.

321. Яусс Х. История литературы как провокация литературоведения // НЛО. 1995. №12. С.34-84.

 

VI

  1. Библиография // В. В. Набоков: Рrо еt соntrа: Личность и творчество Владимира Набокова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология. Т.1 / Сост. М. Маликова. СПб.: РХГИ, 1999. С.927- 967.
  2. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1996.
  3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. М.: Олма-Пресс, 2002.
  4. Данилов Ю. Кэрролл в России // Знание-сила. 1974. №9. С. 44-47.
  5. Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия. М.: Intrada, 2004.
  6. Ильин И. Постмодернизм: словарь терминов. М.: Intrada, 2001.
  7. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М.: Советская энциклопедия, 1962-1978.
  8. Лексикон нон-классики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. М.: РОССПЭН, 2004.
  9. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. Кожевникова и П. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.
  10. Материалы к библиографии В. Набокова // В. В. Набоков: Рrо еt соntrа: Материалы и исследования о жизни и творчестве В. В. Набокова: Антология. Т.2 / Сост. С. А. Антонов. СПб.: РХГИ, С. 972-1029.
  11. Набоков В. Указатель литературы, опубликованной на русском языке в СССР, России, странах СНГ и государствах Балтии // Авт. сост. Г. Г. Мартынов. СПб.: Фолио-Пресс, 2001.
  12. Онегинская энциклопедия: В 2 т. М.: Русский путь, 1999.
  13. Постмодернизм: Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2001.
  14. Руднев В. Словарь XX века: Ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1997.
  15. Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века: Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997.
  16. Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США: Концепции, школы, термины/ Сост. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. М.: Intrada, 1996.
  17. Словарь языка Пушкина: В 4 т. / Под ред В. В. Виноградова. М.: Рос. акад. наук., Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова, 1956-1961.
  18. Толстой И. Библиографическая справка // Набоков В. Пьесы. М.: Искусство, 1990. С.252-265.
  19. Толстой И. Набоков в печати // Звезда. 1991. №6.С. 206-207.
  20. Философский словарь. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961.
  21. Шаадт Ш. Новые публикации по интертекстуальности // НЛО. 1995. № 12. С. 337-344.

[*] I раздел – тексты В. Набокова; II раздел – тексты других писателей; III раздел – исследования, посвященные творчеству В. Набокова; IV раздел – работы о произведениях, с которыми сопоставляются  тексты Набокова; V раздел – теоретические, философские, историко-литературные труды; VI раздел – энциклопедии, словари, библиографические справочники.

 

 

 

Антоничева Марта Юрьевна. Границы реальности в прозе В. Набокова: авторские повествовательные стратегии. Введение

Антоничева Марта Юрьевна. Границы реальности в прозе В. Набокова: авторские повествовательные стратегии. Глава 1: Роль эпизодических персонажей в формировании художественного пространства в прозе Набокова

Антоничева Марта Юрьевна. Границы реальности в прозе В. Набокова: авторские повествовательные стратегии. Глава 2: «Двоемирие» Набокова и «Зазеркалье» Кэрролла: границы реальности

Антоничева Марта Юрьевна. Границы реальности в прозе В. Набокова: авторские повествовательные стратегии. Глава 3: Рецепция и завершение набоковского мифа в русской прозе конца ХХ века

admin