Интервью Льва Гришина и Марты Антоничевой о документальном кино

лев-гришин-марта-антоничева

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 34 22/08/2012.

Накануне Дня российского кино саратовские режиссеры-документалисты Марта Антоничева и Лев Гришин рассказали еженедельнику «АиФ — Саратов» о том, как рождается современное авторское кино и на какую аудиторию оно ориентировано.

Специального образования не надо

— Можно ли сказать, что документальное кино в наши дни популярно?

Марта: Мне кажется, сейчас авторское кино в нашей стране находится в самой ужасной ситуации за последние несколько десятков лет. И это касается не столько документального, сколько игрового — режиссеры снимают фильмы, которые получают призы на престижных мировых фестивалях, но при этом не могут собрать зрителя в кинозалах. Чего уж говорить про документальное кино, его вообще вне фестивальных показов редко кто видит.

Лев: А я не соглашусь с тем, что долгое время документальное кино не пользовалось популярностью. Как раз наоборот, его показывали в кинотеатрах и по телевидению, наряду с игровыми фильмами, а режиссеры получали высшие фестивальные награды. Ситуация изменилась, но не в лучшую сторону. Сейчас для большинства документальное кино — это формат просветительских передач.

— Бытовые камеры сегодня есть почти в каждом доме. Но значит ли это, что снимать документальное кино может каждый, и чем оно будет отличаться от профессионального?

Лев: Без любительской съемки нет и профессиональной, всем надо с чего-то начинать. В кино есть много самоучек, как и в музыкальной сфере или в живописи. Самым известным примером совмещения любительской съемки с профессиональной режиссурой стал, наверно, документальный проект «Жизнь за один день». В июле 2010 года тысячи людей со всего света выложили видеоклипы о своей жизни на YouTube, а после режиссер собрал из этих отрывков целый фильм.

Марта: Снимать кино может каждый. Другой вопрос, что для этого иногда бывает недостаточно бытовой камеры, а иногда хватает и мобильного телефона, все зависит от задач и целей. Скажем, молодой режиссер из Бельгии сняла свой дипломный документальный фильм скрытой камерой. Он вызвал такой мощный ажиотаж, в результате которого власти были вынуждены изменить один из законов этой страны. Безусловно, знания имеют значение, но получить их можно самыми разными способами. Существуют всевозможные курсы, тренинги, учебные программы, главное — желание разобраться и понять. Хронику начала XX века, кстати, начинали снимать именно любители. Марина Разбежкина, которая по профессии филолог, рассказывала, что в советское время ей не давали снимать кино только потому, что у нее не было профессионального образования. Так что острая необходимость специального образования в кино — это скорее советский пережиток в восприятии людей.

Заказчик — не указ?

-На что вы пытаетесь обратить внимание зрителей в своих фильмах?

Лев: Я обычно снимаю о том, что меня самого интересует и волнует. Не представляю, как можно снимать фильм по заказу.

Марта: Уже довольно давно в доксреде существует анекдот, что для того, чтобы стать известным режиссером, нужно снять фильм или про бомжа погрязнее, или про что-то еще менее приятное в нашей жизни. Есть, наоборот, сторонники призывать к высшим чувствам и сеять доброе, вечное. Если все же относиться к доккино как к искусству, а не просветительскому кино, то вряд ли можно однозначно сказать: благодаря нашим фильмам мы хотим, чтобы мир стал лучше, или добрее.

Справка: Лев Гришин и Марта Антоничева — авторы фильмов «Танцуй, пока играет музыка» (2009, фильм принимал участие во множестве российских и зарубежных фестивалей и получил два приза), «А я тебя нашел!» (2012, премьера фильма прошла летом на фестивале в Эстонии, в сентябре его покажут в Греции на одном из старейших фестивалей независимого кино).

admin